Сегодня я решил поговорить про кросс-процесс (cross).
Для тех кто не знает или забыл, напомню, что кросс-процессом называют технический прием,
когда отснятая пленка проявляется не по "родному" процессу, а по какому-нибудь иному.
Вариантов тут много, но самый распространенный - это когда цветную обращаемую пленку (слайд)
проявляют по процессу C-41, то есть как негатив.
Процитирую статью из журнала Потребитель №7, 2004:
"Обработав обращаемую фотопленку по негативному процессу С-41, можно получить
очень контрастный цветной негатив с искаженной цветопередачей и без маски.
Отпечатанные с такого негатива фотографии будут иметь высокую цветовую
насыщенность и контраст. Этот метод часто используется профессиональными
фотографами как творческий прием и называется кросс-процессом (Cross)."
Вот так примерно выглядит такой кросс-негатив
Но вот что удивительно, хотя результат печати или сканирования такого негатива
может быть совершенно различным, большинство авторов упорно уводят цвет в зелень.
Вот Вам типичный пример:
Такой зеленый оттенок, конечно, имеет право на существование
как творческий приём, но этот цвет для кросса не аксиома,
не данность, а лишь один из вариантов.
Вот пример:
Это результат сканирования одного и того же кадра на разных сканерах и в разных режимах:
1. Nikon 8000 - как есть
2. Nikon 8000 + Digital ROC + регулировка кривых при сканировании
3. Imacon + регулировка кривых при сканировании, фон выводился в практически белый
цвет. А в результате какой золотистый цвет кожи получился!
Всё это лишний раз доказывает, что цветокоррекция - это такой же
творческий инструмент, как и все прочие. При печати или сканировании
с негатива вообще и с кросс-негатива в частности понятие "нормальный цвет"
теряет смысл. Вот результат удачной, как мне кажется, обработки "зеленого"
кадра, упоминавшегося выше:
Обратите внимание, какого фантастического цвета стали глаза!
Некоторые могут возразить, зачем, мол, нужен этот кросс-процесс, если
на компьютере можно проделать с цветом что угодно. Типичная ошибка.
Я, как человек ежедневно сканирующий самые разные пленки, уверяю, что
далеко не все то что можно сделать на этапе сканирования, можно воспроизвести потом в ФШ.
Цветокоррекция при сканировании - это одно, а последующая цветокоррекция в ФШ - совсем другое.
Так же как из TIF не сделать RAW :) И сканирование такой "экзотики", как
кросс-негатив, самый яркий тому пример. Я уже не говорю про то, что сканеры
бывают разные. Кросс-негатив, если он правильный, то он как правило
весьма плотный; даже недешевый Nikon 4000/5000/8000/9000 его просто
не пробивает. И цвет, естественно, получится другой. Конечно, можно
попробовать воспроизвести эффект кросс'а искусственно, но получится
не то. При работе с кросс'ом, как, впрочем, и с пленкой вообще,
всегда присутствует элемент случайности. Цветовой сдвиг, контраст,
насыщенность, совершенно особая фактура зерна, - все это в
совокупности идеально имитировать не удастся. Поскольку всю эту
возню с кросс-процессом затевают, как правило, ради экспериментов
с цветом, так давайте же экспериментировать!
P.S. При съемке по технологии кросс-процесс, для усиления эффекта,
настоятельно рекомендуется переэкспонирование пленки на 1/2-1 ступень от нормы.
Добавлю также, что для того чтобы работать по кросс-технологии, совсем не
нужно быть знатоком фото-химии :) Практически все профессиональные
фотолаборатории принимают обращаемую пленку в кросс обработку, и
стоит это как правило столько же, сколько стоит проявить обычный негатив.
Источник: http://art.photo-element.ru/ps/cross-process/cross-process.html |